Комитет по имущественным отношениям и землепользованию Московской областной Думы поддержал проект ФЗ «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
26 октября 2016 года Комитет рассмотрел проект федерального закона № 1160742-6 «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект разработан Правительством Российской Федерации в целях выполнения указания Президента Российской Федерации от 14 апреля 2014 года № Пр-840 относительно совершенствования на комплексной основе всех правоотношений в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В обсуждении законопроекта принял участие представитель Союза дачников Подмосковья Фёдор Мезенцев.
Основными целями законопроекта являются не только совершенствование правового регулирования в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства, но и устранение неточностей, которые содержит в настоящее время Федеральный закон от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Федеральный закон № 66-ФЗ).
Основными направлениями совершенствования законодательства в данной сфере, реализованными в законопроекте, являются следующие.
С 1 сентября 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», установивший в Гражданском кодексе Российской Федерации новую систему юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций.
В частности, Гражданский кодекс Российской Федерации в настоящее время не содержит такого понятия, как «некоммерческие объединения граждан», в связи с чем включение такого понятия в положения законопроекта представляется нецелесообразным.
Законопроектом предлагается отказаться от такой формы, как садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство. Такой отказ мотивирован тем, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие партнерства с 1 сентября 2014 года относятся к числу ассоциаций (союзов) наряду с саморегулируемыми организациями, объединениями работодателей, объединениями профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленными, нотариальными и адвокатскими палатами. Такой перечень видов ассоциаций (союзов) указывает на то, что такая организационно-правовая форма не в полной мере соответствует юридической природе коллективного садоводства, огородничества или дачного хозяйства. Так, согласно статье 123.8 Гражданского кодекса Российской Федерации ассоциация (союз) создается для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.
Наиболее распространенной организационно-правовой формой некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, является садоводческое, или огородническое, или дачное некоммерческое товарищество. Исходя из пункта 3 статьи 123.13 Гражданского кодекса Российской Федерации садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества в силу закона отнесены к товариществам собственников недвижимости.
Вместе с тем в целях исключения дублирования законопроектом предлагается сократить количество организационно-правовых форм товариществ собственников недвижимости, созданных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, до двух: садоводческое некоммерческое товарищество (для ведения садоводства и дачного хозяйства) и огородническое некоммерческое товарищество (для ведения огородничества).
При этом вопросы, связанные с переоформлением учредительных документов ранее созданных садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, урегулированы в переходных положениях законопроекта.
В целях устранения правовой неопределенности также предлагается отказаться от понятия «жилое строение», которое не предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации, а также не используется в других нормах федерального законодательства. В свою очередь, законопроектом вводится понятие «садовый дом», для размещения которого не требуется разрешения на строительство. При этом «садовый дом» предназначен для отдыха и временного пребывания людей и может располагаться на садовом (дачном) земельном участке.
Одновременно с этим садовый (дачный) земельный участок также может использоваться для строительства жилого дома - объекта индивидуального жилищного строительства, пригодного для постоянного проживания граждан.
В связи с этим соответствующие изменения предлагается внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации.
На огородном земельном участке граждане вправе размещать исключительно хозяйственные постройки, не являющиеся объектами капитального строительства.
В целях устранения негативных явлений, ранее возникавших на практике, законопроектом предлагается предусмотреть общие принципы расчета взносов в товариществах, цели, на которые такие взносы могут быть израсходованы, а также необходимость подготовки финансово-экономического обоснования размеров таких взносов, утверждаемого общим собранием членов товарищества.
Законопроект предусматривает создание органов управления садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ по аналогии с ранее существовавшими органами управления, предусмотренными Федеральным законом № 66-ФЗ, за исключением собрания уполномоченных, поскольку такой орган управления не предусмотрен Гражданским кодексом Российской Федерации.
Вместе с тем законопроектом предусмотрено внесение в Земельный кодекс Российской Федерации изменений, устанавливающих единый порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на бесконкурсной основе. Указанные положения позволят увеличить количество земельных участков, вовлекаемых в хозяйственный оборот.
Предлагается отказаться от используемого Федеральным законом № 66-ФЗ механизма договоров, заключаемых с лицами, ведущими садоводство, огородничество и дачное хозяйство на земельных участках, расположенных в границах территории товарищества, не являющихся членами товарищества, предусмотрев законодательно установленную обязанность таких лиц осуществлять плату за создание и использование имущества общего пользования товарищества в порядке, установленном уставом товарищества.
Указанные предложения позволят снизить риск уклонения от заключения соответствующих договоров, а также риск их ненадлежащего выполнения.
Комитет поддержал законопроект и подготовил и направил свои замечания и предложения в Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой учесть их в дальнейшей работе над законопроектом.